Газовые отопители Truma, устанавливаемые на кемперы, трейлеры, автодома и прицепы-дачи достаточно надежны и не преуменьшают понятие "немецкое качество". Но покупая трейлер выпуска начала 90-х годов, будьте готовы к тому, что с правильной работой печки могут возникнуть проблемы.
На примере газовой печи Truma 3002 разберем ее основные компоненты, принцип работы и возможные неполадки.
В печке есть несколько основных устройств
1. Блок розжига. Питается от двух батареек типа АА (более поздняя версия от одной батарейки). При помощи такого блока происходит автоподжиг газовой горелки. Очень удобно использование такого розжига в ветреную погоду, когда при задувании пламени сильным порывом ветра, в течении нескольких секунд, пока газ не перекроет предохранительный клапан, электророзжиг может автоматически повторно поджечь пламя.
Иногда печатная плата блока перегорает. В этом случаем необходима замена блока целиком. Эту деталь вы можете купить в магазине Retrailer. К слову, электронный блок розжига с легкостью может заменить обычная механическая пьезосвеча.
2. Газовая горелка Truma. Имеет две камеры сгорания, запальную (круглая) и основную (овальная). Над запальной камерой находится пьезосвеча, рядом с ней находится термопара.
Термопара служит для отключения предохранительного клапана, перекрывающего основную газовую магистраль в том случае, если пламя горелки потухло.
3. Газовый кран-клапан. Кран-клапан представляет собой основную, самую ответственную и самую сложную деталь в системе отопления Truma. Кран имеет вход снизу на прием газа от основной магистрали, два выхода сбоку с форсунками на подачу газа к запальной и основной камере сгорания, ручку регулятора интенсивности подачи газа в горелку, защитный термостат от перегрева, защитный термоклапан отключения газовой магистрали, при отсутствие пламени.
4. Теплообменник. Или проще говоря радиатор, выполненный из алюминиевого сплава. К радиатору подходит система выхлопа. На радиатор с внешней стороны надевается декоративная металлическая крышка.
Принцип работы газовой печки Truma
1. При повороте ручки регулятора с 0 на 1 деление замыкается электро цепь и электронный блок розжига начинает подавать периодические заряды на пьезосвечу, которая в свою очередь пробивает искру на корпус горелки рядом с запальной камерой сгорания.
2. При повороте ручки регулятора с 1 на 3 деление открывается первичный клапан подачи газа в кран из внешней магистрали.
3. При утапливании регулятора вниз принудительно открывается защитный термоклапан и газ поступает в запальную (первичную) камеру сгорания, после чего происходит воспламенение. Спустя 3-4 секунды после воспламенения запальной камеры, термопара нагревается до нужной температуры, что позволяет защитному термоклапану принять открытое положение, обеспечивая непрерывный поток газа в горелку. После этого ручка регулятора отпускается и принимает первоначальное верхнее состояние под действием пружины. Пламя не тухнет.
4. При дальнейшем повороте ручки регулятора с 3 до 10 постепенно открывается клапан подачи газа в основную (овальную) камеру сгорания.
5. После воспламенения основной камеры сгорания по мере нагрева печки, интенсивность нагрева (и соответственно температуру) можно настраивать ручкой регулятора в диапазоне делений от 1 до 10.
При достижении температуры нагрева радиатора более 50 градусов Цельсия, защитный термостат от перегрева, начинает постепенно уменьшать подачу газа к основной камере сгорания вплоть до ее полного отключения.
Частые неполадки
1. Поджигается только запальная камера. При отпускании регулятора вверх пламя гаснет.
Причина. Скорее всего вышела из строя термопара
или электромагнитный клапан. Может, что и оба вместе.
Отправляясь в дальнее путешествие, эти запасные детали лучше иметь с собой.
2. Поджигается только запальная камера. При отпускании регулятора вверх пламя не гаснет. При выкручивании ручки регулятора до конца основная камера так и не поджигается.
Причина. Скорее всего в газовом кране засор. Требуется разборка и чистка.
3. Пламя горит в обоих камерах, но очень нестабильно, с шумом.
Причина. Сверху на каждой из камер напаяна тонкая сеточка из огнеупорного металла. Она служит для равномерного распределения пламени по всей поверхности горелки. В следствии коррозии пайка могла отслоится, а металлическая сеточка отвалиться. Требуется замена горелки. Эту деталь вы можете приобрести в магазине Retrailer
4. Пьезоподжиг (от блока розжига) отлично работал до ремонта, но после разбора и чистки газового крана, отопитель почему-то не поджигается. Причина: из школьной физики мы знаем, что искра возникает между плюсом и минусом. Плюсом системы поджига является электрод (свеча), который подключен к центральному выходу блока. Минусом является корпус отопителя. Блок подключен к корпусу достаточно не в явном виде — это специальная скоба, рядом с газовым краном, с помощью которой один из проводков включения блока плотно прижимается к корпусу (снимать изоляцию с проводка не обязательно). Часто при ремонте и последующей сборке про эту деталь забывают.
Поэтапная разборка газового крана-клапана
1. В автодоме или прицепе-даче. Снизу трейлера отсоединяем кран от основной газовой магистрали. Снимаем предохранительную крышку горелки, откручиваем форсунки запальной и основной камеры сгорания, откручиваем термозонд от крана, после чего отсоединяем горелку от крана. Кран вынимается изнутри прицепа-дачи, наверх.
2. Вынимаем ручку-регулятор из крана, откручиваем верхнюю пластиковую крышку (2 болта и железная защелка).
3. Вынимаем электрический включатель пьезоподжига, вынимаем пластиковую втулку-включатель первичного клапана подачи газа.
4. Отвинчиваем пластиковое основание от металлической крышка клапана (2 болта). Вынимаем термостат защиты от перегрева и колпачок с шлицевым соединением.
5. Снимаем металлическую крышку крана-клапана. Вынимаем клапан первичной подачи газа. На фотографии видны загрязнения и бронзовая окись на крае клапана основной камеры сгорания. Все это необходимо очистить. В идеале, при снятии металлической крышки с остова крана-клапана, клапан основной камеры сгорания под действием пружины должен "выстрелить" вперед. На снимке из-за бронзовой окиси этого не происходит.
6. После очистки стенки клапана основной камеры сгорания вынимаем клапан. Необходимо полностью очистить и промыть остов крана-клапана, продуть все каналы, очистить от загрязнения все клапаны. Собирать кран-клапан нужно в обратном порядке.
Кран-клапан от печки Truma 5002 и ее модификаций полностью аналогичен. Разница только во сдвоенных газовых форсунках.
Для проверки герметизации соединений в газопроводе трейлеров и автодомов, Retrailer использует специальное вспенивающееся средство-спрей. Спрей обнаруживает даже небольшие утечки, определяющиеся по "вскипанию" состава в местах, где соединение не герметично.
Расстраиваться не стоит, т.к. по всему видно, что термостат у вас уже был не рабочий. Отдельно термостатов в природе не бывает, только в сборе с краном http://retrailer.ru/magazin-re...
Аварийного клапана нет, баллон - редуктор - кран - отопитель, пробовал в отсоединенном положении картина таже, нагревается, срабатывает термостат и все гаснет розжиг кнопка ручная, щелкаешь в надавленном положении регулятора загорается запальник? отпускаешь регулятор загорается основная гарелка и все повторяется, доэксперементировался, отломал колбу термостата, теперь знаю точно придется весь кран менять, зато запчасти будут. Вопрос дополнительно: термостат отдельно бывает в природе, возможно его заказать?
Есть ли у вас аварийный электронный клапан отключения газа между баллоном и редуктором? Попробуйте так же снять и зажечь отдельно от прицепа, как на видео. Можно предположить, что неисправен термостат. Но он перекрывает только основную камеру сгорания при 50 градусах. Попробуйте поменять редуктор.
CARVER 3000, все детали один в один, как выше показанные и по схеме TRUMA 3002 все соответствует, возможно и есть какие то отличия утверждать не буду, визуально все тоже самое, отсутствует только электроподжиг, стоит просто кнопка которая работает без всего.
Какая у вас модель печки?
Спасибо, очень позновательно и полезно. Своей неисправности не нашел, если можно подскажите. Печка хорошо разжигается и работает, нагревшись отключается, но отключаются и гаснут обе горелки и основная и запальная, почему гаснет и запальная горелка она вроде бы должна оставаться гореть?