Автор Андрей Калашников
Компания Retrailer
Logo https://retrailer.ru/wp-content/themes/wheels/graphics/logos/retrailer_logo_150x150.jpg

Зимник зимой. Личный опыт

Уже не первый год продавая зимние караваны давно хотелось заполнить весомую брешь, а именно личный опыт эксплуатации зимнего каравана зимой. Совершилось все 31 декабря 2015 года, когда было принято решения влиться в ряды зимних караванеров и отправиться отмечать весомый праздник в кемпинг туркомплекса ГТК Суздаль, что располагается в одноименном городе на берегу живописной речки.

Место проведения нового года было выбрано не случайно. Про сам кемпинг статья была написана осенью, поэтому отмечу только, что это один из немногих кемпингов в России европейского уровня. А сам город Суздаль уже давно превратился в туристический центр с уклоном в старорусскую тематику. Так как количество участников путешествия превышало возможности одного каравана, было решено взять два. А именно шведский зимний караван Polar 580 и голландский караван Kip 45. Первый — продукт скандинавской инженерии. Из активов для зимнего проживания: жидкостное отопление Primus (газ/220В либо все вместе) с функцией бойлера косвенного нагрева, теплыми полами (220В), баком для грязной воды, а так же более утепленным кузовом. Второй караван — самый обычный всесезонный трейлер без наворотов: газовая печь Truma 3002 с функцией раздува теплого воздуха. Собственно и все.

retailer_winter_caravaning_suzdal_03 retailer_winter_caravaning_suzdal_02 retailer_winter_caravaning_suzdal_06

До последнего стоял вопрос о целесообразности поездки, так как декабрьская погода совсем не радовала — был мокрый 0°C. Но за пару дней до волшебной даты температура резко поползла вниз и в кемпинг мы въезжали с — 15°C на термометре.

Жидкостное отопление. Эффективность и нюансы

Забегая вперед сразу отмечу, что система очень эффективна. Тепло равномерно распределяется по салону, внутренняя часть окон прогревается так, что отсутствует конденсат (если в порядке уплотнители, но об этом позже). Жить в таком караване в -20°C — реально и комфортно.

Теперь о нюансах. Мощность электропечи, греющей антифриз — 2 Квт. Мощность газовой горелки, делающей то же самое — 6.3 Квт. Дабы протопить змерзший караван, сразу включил Primus от газа "на полную". Через 5 минут после запуска услышал знакомый звук вырывающегося антифриза из расширительного бачка. Закипел. Ну вот и первая проблема. Вспоминая аналогичный летний опыт, уменьшаю давления регулируемого редуктора до 30 мБар (деления 1) и жду реакции. Работает. Летняя проблема заключалась в том, что подавая сразу мощность нагрева в 6 Квт, низкооборотистый фирменный насос Primus просто физически не смог успеть прокачать стремительно нагревающийся антифриз. И Primus закипел. Зимой же, когда температура ночью начала достигать — 20°C, по видимому давно не менявшийся и не тестировавшийся антифриз, начал превращаться в гель. В связи с этим и возникла аналогичная проблема. На моделях отопителя Primus 2450, 2470 и 2480 стоят 3 горелки, 2 из которых отключаются в ручную. На последней "уличной" модели Primus 2490 с пьезоподжигом горелка одна. Поэтому не стоит недооценивать преимущества регулируемого редуктора — на Primus 2490 он является единственным инструментом для регулировки мощности газовой горелки. А как показывает практика, такая регулировка иногда необходима.

Помогала так же электропечь, у которой есть свой, более мощный насос, работающий от внешних 220В. К слову сказать, изначально электропечь и сделана для отапливания каравана с помощью подключения к внешней сети 220В. Но на деле при температуре за бортом — 20°C, она нагрела караван внутри не более чем на 10-15°C по личным ощущениям. Когда антифриз был уже горячим по всему периметру теплопровода, газовый редуктор без опаски поставили на значение 7 (давление газа 40 мБар соответственно). Так и жили последующие 5 дней с постоянной включенной электропечью и время от времени включающейся газовой.

К слову сказать, комфортная температура в 25°C внутри каравана установилась уже первой ночью. Но сам трейлер прогрелся только на вторые сутки.

Теплый пол

В протестированном трейлере был электрический теплый пол, положенный сверху линолеума и нарытый ковролином, мощностью 300 Вт. Казалось бы мощность смешная, но она позволяла ходить босиком по полу уже на следующий день. Вывод: теплый пол в зимнее время эксплуатации вещь очень комфортная и она должна у вас быть. К слову, электрический теплый пол не такая уж сложная вещь и доукомплектовать им караван можно самостоятельно.

Водопровод

Весь водопровод в караване проложен естественно внутри отапливаемой зоны. В баке для свежей воды есть заливная горловина с улицы, но дабы ее в мороз не беспокоить, заливали воду изнутри. Полноценно ощутил преимущество бака для серой воды, куда сливается вода из раковин на кухне и в душевой. При заполнении бака больше 75% на контрольную панель подается сигнал о необходимости слива. Теплая вода мощным напором сливается быстро, не успевая замерзнуть. Если же кран на слив всегда держать открытым, из-за маленького, но постоянного стекания воды у вас к утру образуется ледяной сталагмит, напрочь закупоривающий сливное отверстие. Слив в душевой происходит прямотоком на землю. Сами его не тестировали, так как удобные душевые были в кемпинге, но учитывая короткую прямую трубу, быстроту и не постоянность душевых процедур, думаю с процессом слива и замерзания воды особых проблем возникнуть не должно.

Окна

Интересным образом вели себя окна. В зимних караванах, как правило, половина окон делается не отрывающимися. Это можно объяснять и дешевизной конструкции и безопасностью (выхлоп газового котла Primus как раз приходиться на передний угол каравана, где располагается переднее и боковое окно). На деле это выглядит так: окна, которые были всегда глухие быстро прогрелись и конденсат на них перестал появляться. Чего не скажешь про окна открывающиеся. Из-за старого уплотнителя, потерявшего свои свойства, в образовавшиеся щели постоянно задувало, из-за чего задняя комната совершенно не прогревалась, а сами окна постоянно "плакали". Данную проблему решили на месте радиально и просто — по периметру каждого открывающегося окна была запрессована туалетная бумага. Лед, образовавшийся от замерзания конденсата наглухо загерметизировал окно и стало комфортно. Вывод: годы каравана все равно дают о себе знать. Уплотнители у окон после покупки каравана необходимо обработать силиконом, а лучше вовсе заменить. В строительных магазинах сейчас с этим нет проблем.

retailer_winter_caravaning_suzdal_08

Газ

Пожалуй российский газ — главная головная боль зимнего караванера. Заправившись в декабре за газовой заправке сомнительного качества, вдоволь смог насладиться замерзшим газом. В Европе эта проблема исключена — в качестве баллонного газа там используется 99% пропан — нефтяной газ, который испаряется до -40°C. В России дело обстоит иначе. Для удешевления готового продукта в пропан примешивают бутан — газ, которой не испаряться уже при -1°C. Летняя смесь — 50/50. Зимняя — 90/10. Только проблема в том, что ГОСТы газовые заправки не соблюдают (нет должного контроля) и каждый льет, что хочет. Поработав первые сутки, на вторые газ замерз. Пропан весь израсходовался, а бутан так и остался в жидкой фазе. Проблема еще в том, что сжиженный под давлением газ испаряется с поглощением тепла. Это приводит к дополнительному обмерзанию баллона по окружности снизу. Постояв пару часов без работы, баллон оттаивал и снова (не надолго) запускался. Что было замечено — пластиковый баллон более стойкий к обморожению, чем металлический.

Европейский караван зимой

Как было сказано выше, компанию Polar составлял голландский Kip 45. Печка Truma конечно быстрее разогрела маленький трейлер, но газ замерз так же на вторые сутки и Truma оказалась бесполезна. К счастью, этот сюжет проигрался в голове до поездки и для страховки были взяты два электрических конвектора по 1 Квт каждый. Они то и обогревали караван последующие 4 дня (к слову вполне сносно при — 20°C). Из других неприятных особенностей: ледяной пол от которого веяло холодом несмотря на общую комфортную температуру. Из входной двери сквозило практически по периметру, образовывая ледяные наросты. Так же поддувало из-под уплотнителей каждого окна, из за чего все они по периметру покрылись инеем и льдом. Естественно не работал водопровод, так как баки для свежей воды находились в переднем рундуке вместе с замерзшим баллоном, а бак для грязной воды в этом караване вообще не предусмотрен. Вывод: комфортная температура эксплуатации европейского каравана — до 5°C. Не комфортная температура до — 5°C. Ниже уже не проживание, а выживание.
retailer_winter_caravaning_suzdal_10 retailer_winter_caravaning_suzdal_09

Тема, затронутая здесь, достаточна глобальна и серьезна. Буду рад продолжить дискуссию с интересующимися и ответить на ваши вопросы в комментариях.

Андрей Калашников

*Все поля — обязательные
А
Артём
Благодарю за статью, очень информативно.
Ответ для Артём
*Все поля — обязательные
А
Андрей
в ответ Артём
Спасибо!
Ответ для Андрей
*Все поля — обязательные
Д
Денис
Андрей добрый вечер! Приобрёл себе Солифер S10+ , никак не могу разобраться как правильно работает отопление? Почему то в морозы выше -15 печка не зажигается с первого иногда даже с 10 го раза! Даже после установки нового баллона с газом который стоял в тепле! И газовая плита еде еле огонёк показывает! Такое ощущение что в котёл газ поступает через какой то засор в очень маленьком объёме и котлу не хватает для розжига!
Ответ для Денис
*Все поля — обязательные
А
Алексей
Андрей, доброе время суток! Скажите пожалуйста, а с туалетом как обстаят дела зимой в зимних караванах? Спасибо!
Ответ для Алексей
*Все поля — обязательные
А
Андрей
в ответ Алексей
Так же, как и в остальных караванах. Если караван прогрет, проблем нет. У моделей биотуалетов с отдельным бачком для смыва (Thetford C2/C3/C4 или С400) можно вместо воды, наливать незамерзайку. Так вы полностью исключите повреждение биотуалета даже при отсутствии отопления в караване. Отличается от остальных только шведская компания Cabby, которая на свои премиум караваны в стандарте устанавливает газовый туалет Cabby Loo - http://retrailer.ru/mag/cabby-loo-mobilnyj-krematorij-ili-samyj-gigienichnyj-tualet/
Ответ для Андрей
*Все поля — обязательные
и
инна
в ответ Алексей
про душевую, лучше забыть зимой.там нужно хранить мокрую одежду.если живете в кемпинге то проблем нет.имея електричество нужно просто включить простой обогреватель.у меня нет еще каравана,но обогреватель ,вентиляторы,крошечные,легкие уже есть.даже в дикую жару,можно обойтись без кондиционера,ну и находится на улице тоже можно.а перед тем,как купить фургон,я буду точно знать какую печь на дровах я куплю.что касается пола и окон,если вдруг дует-на пол положите пенку.окна изолировать термо изоляционной бумагой и такой же клейкой лентой,с внутренней стороны и с внешней.снаружи дополнительно приклейте,покройте целофаном.и где то нужно проветривать.я бы находясь в лесу,открыла окно в душевой и приоткрыла дверь.
Ответ для инна
*Все поля — обязательные
и
инна
в ответ инна
знаете от жары на окна кладут алюминевого цвета,утолщеные коврики(такие продаются на метр).они также как пенка не пропускают холод.
Ответ для инна
*Все поля — обязательные
А
Андрей
в ответ инна
Хорошее решение Инна!
Ответ для Андрей
*Все поля — обязательные
Администрация сайта Retrailer не правит и не модерирует комментарии, но мы оставляем за собой право удалять комментарии без объяснения причин, а также блокировать пользователей, нарушающих наше представление о нормах поведения в интернете.
Ещё в нашем журнале
Автор Андрей Калашников
Компания Retrailer
Logo https://retrailer.ru/wp-content/themes/wheels/graphics/logos/retrailer_logo_150x150.jpg

Выдвижные лестницы Campfort Steps: Удобство и надежность для автодома

1 минута на чтение 376 просмотров

Выдвижные лестницы Campfort Steps для автодомов и караванов обеспечивают удобный доступ и безопасность. Доступны модели с одной, двумя или тремя ступеньками, ручные и автоматические. Нагрузка до 200 кг.

Автор Андрей Калашников
Компания Retrailer
Logo https://retrailer.ru/wp-content/themes/wheels/graphics/logos/retrailer_logo_150x150.jpg

Как отели. Кемпинги России получают звезды в системе классификации

2 минуты на чтение 3 524 просмотра

Критерии классификации учитывают оснащение кемпинга, количество и качество базовых сервисов и дополнительных услуг, безопасность и инклюзивность.

Автор Андрей Калашников
Компания Retrailer
Logo https://retrailer.ru/wp-content/themes/wheels/graphics/logos/retrailer_logo_150x150.jpg

Aqua Pal — средство для нижнего бака в кассетных туалетах

1 минута на чтение 3 024 просмотра

Как работает активный реагент для нижнего бака кассетных туалетов Aqua Pal.

Автор Андрей Калашников
Компания Retrailer
Logo https://retrailer.ru/wp-content/themes/wheels/graphics/logos/retrailer_logo_150x150.jpg

Климат в доме на колесах. Салонный вентилятор Campfort Fan

2 минуты на чтение 588 просмотров

Решение для создания комфортной атмосферы в вашем автодоме или караване.

Продолжая использовать сайт Retrailer, вы соглашаетесь с правилами сайта в отношении cookies, обработки данных и принимаете договор-оферту магазина.
Понятно