Уже не первый год продавая зимние караваны давно хотелось заполнить весомую брешь, а именно личный опыт эксплуатации зимнего каравана зимой. Совершилось все 31 декабря 2015 года, когда было принято решения влиться в ряды зимних караванеров и отправиться отмечать весомый праздник в кемпинг туркомплекса ГТК Суздаль, что располагается в одноименном городе на берегу живописной речки.
Место проведения нового года было выбрано не случайно. Про сам кемпинг статья была написана осенью, поэтому отмечу только, что это один из немногих кемпингов в России европейского уровня. А сам город Суздаль уже давно превратился в туристический центр с уклоном в старорусскую тематику. Так как количество участников путешествия превышало возможности одного каравана, было решено взять два. А именно шведский зимний караван Polar 580 и голландский караван Kip 45. Первый — продукт скандинавской инженерии. Из активов для зимнего проживания: жидкостное отопление Primus (газ/220В либо все вместе) с функцией бойлера косвенного нагрева, теплыми полами (220В), баком для грязной воды, а так же более утепленным кузовом. Второй караван — самый обычный всесезонный трейлер без наворотов: газовая печь Truma 3002 с функцией раздува теплого воздуха. Собственно и все.
До последнего стоял вопрос о целесообразности поездки, так как декабрьская погода совсем не радовала — был мокрый 0°C. Но за пару дней до волшебной даты температура резко поползла вниз и в кемпинг мы въезжали с — 15°C на термометре.
Жидкостное отопление. Эффективность и нюансы
Забегая вперед сразу отмечу, что система очень эффективна. Тепло равномерно распределяется по салону, внутренняя часть окон прогревается так, что отсутствует конденсат (если в порядке уплотнители, но об этом позже). Жить в таком караване в -20°C — реально и комфортно.
Теперь о нюансах. Мощность электропечи, греющей антифриз — 2 Квт. Мощность газовой горелки, делающей то же самое — 6.3 Квт. Дабы протопить змерзший караван, сразу включил Primus от газа "на полную". Через 5 минут после запуска услышал знакомый звук вырывающегося антифриза из расширительного бачка. Закипел. Ну вот и первая проблема. Вспоминая аналогичный летний опыт, уменьшаю давления регулируемого редуктора до 30 мБар (деления 1) и жду реакции. Работает. Летняя проблема заключалась в том, что подавая сразу мощность нагрева в 6 Квт, низкооборотистый фирменный насос Primus просто физически не смог успеть прокачать стремительно нагревающийся антифриз. И Primus закипел. Зимой же, когда температура ночью начала достигать — 20°C, по видимому давно не менявшийся и не тестировавшийся антифриз, начал превращаться в гель. В связи с этим и возникла аналогичная проблема. На моделях отопителя Primus 2450, 2470 и 2480 стоят 3 горелки, 2 из которых отключаются в ручную. На последней "уличной" модели Primus 2490 с пьезоподжигом горелка одна. Поэтому не стоит недооценивать преимущества регулируемого редуктора — на Primus 2490 он является единственным инструментом для регулировки мощности газовой горелки. А как показывает практика, такая регулировка иногда необходима.
Помогала так же электропечь, у которой есть свой, более мощный насос, работающий от внешних 220В. К слову сказать, изначально электропечь и сделана для отапливания каравана с помощью подключения к внешней сети 220В. Но на деле при температуре за бортом — 20°C, она нагрела караван внутри не более чем на 10-15°C по личным ощущениям. Когда антифриз был уже горячим по всему периметру теплопровода, газовый редуктор без опаски поставили на значение 7 (давление газа 40 мБар соответственно). Так и жили последующие 5 дней с постоянной включенной электропечью и время от времени включающейся газовой.
К слову сказать, комфортная температура в 25°C внутри каравана установилась уже первой ночью. Но сам трейлер прогрелся только на вторые сутки.
Теплый пол
В протестированном трейлере был электрический теплый пол, положенный сверху линолеума и нарытый ковролином, мощностью 300 Вт. Казалось бы мощность смешная, но она позволяла ходить босиком по полу уже на следующий день. Вывод: теплый пол в зимнее время эксплуатации вещь очень комфортная и она должна у вас быть. К слову, электрический теплый пол не такая уж сложная вещь и доукомплектовать им караван можно самостоятельно.
Водопровод
Весь водопровод в караване проложен естественно внутри отапливаемой зоны. В баке для свежей воды есть заливная горловина с улицы, но дабы ее в мороз не беспокоить, заливали воду изнутри. Полноценно ощутил преимущество бака для серой воды, куда сливается вода из раковин на кухне и в душевой. При заполнении бака больше 75% на контрольную панель подается сигнал о необходимости слива. Теплая вода мощным напором сливается быстро, не успевая замерзнуть. Если же кран на слив всегда держать открытым, из-за маленького, но постоянного стекания воды у вас к утру образуется ледяной сталагмит, напрочь закупоривающий сливное отверстие. Слив в душевой происходит прямотоком на землю. Сами его не тестировали, так как удобные душевые были в кемпинге, но учитывая короткую прямую трубу, быстроту и не постоянность душевых процедур, думаю с процессом слива и замерзания воды особых проблем возникнуть не должно.
Окна
Интересным образом вели себя окна. В зимних караванах, как правило, половина окон делается не отрывающимися. Это можно объяснять и дешевизной конструкции и безопасностью (выхлоп газового котла Primus как раз приходиться на передний угол каравана, где располагается переднее и боковое окно). На деле это выглядит так: окна, которые были всегда глухие быстро прогрелись и конденсат на них перестал появляться. Чего не скажешь про окна открывающиеся. Из-за старого уплотнителя, потерявшего свои свойства, в образовавшиеся щели постоянно задувало, из-за чего задняя комната совершенно не прогревалась, а сами окна постоянно "плакали". Данную проблему решили на месте радиально и просто — по периметру каждого открывающегося окна была запрессована туалетная бумага. Лед, образовавшийся от замерзания конденсата наглухо загерметизировал окно и стало комфортно. Вывод: годы каравана все равно дают о себе знать. Уплотнители у окон после покупки каравана необходимо обработать силиконом, а лучше вовсе заменить. В строительных магазинах сейчас с этим нет проблем.
Газ
Пожалуй российский газ — главная головная боль зимнего караванера. Заправившись в декабре за газовой заправке сомнительного качества, вдоволь смог насладиться замерзшим газом. В Европе эта проблема исключена — в качестве баллонного газа там используется 99% пропан — нефтяной газ, который испаряется до -40°C. В России дело обстоит иначе. Для удешевления готового продукта в пропан примешивают бутан — газ, которой не испаряться уже при -1°C. Летняя смесь — 50/50. Зимняя — 90/10. Только проблема в том, что ГОСТы газовые заправки не соблюдают (нет должного контроля) и каждый льет, что хочет. Поработав первые сутки, на вторые газ замерз. Пропан весь израсходовался, а бутан так и остался в жидкой фазе. Проблема еще в том, что сжиженный под давлением газ испаряется с поглощением тепла. Это приводит к дополнительному обмерзанию баллона по окружности снизу. Постояв пару часов без работы, баллон оттаивал и снова (не надолго) запускался. Что было замечено — пластиковый баллон более стойкий к обморожению, чем металлический.
Европейский караван зимой
Как было сказано выше, компанию Polar составлял голландский Kip 45. Печка Truma конечно быстрее разогрела маленький трейлер, но газ замерз так же на вторые сутки и Truma оказалась бесполезна. К счастью, этот сюжет проигрался в голове до поездки и для страховки были взяты два электрических конвектора по 1 Квт каждый. Они то и обогревали караван последующие 4 дня (к слову вполне сносно при — 20°C). Из других неприятных особенностей: ледяной пол от которого веяло холодом несмотря на общую комфортную температуру. Из входной двери сквозило практически по периметру, образовывая ледяные наросты. Так же поддувало из-под уплотнителей каждого окна, из за чего все они по периметру покрылись инеем и льдом. Естественно не работал водопровод, так как баки для свежей воды находились в переднем рундуке вместе с замерзшим баллоном, а бак для грязной воды в этом караване вообще не предусмотрен. Вывод: комфортная температура эксплуатации европейского каравана — до 5°C. Не комфортная температура до — 5°C. Ниже уже не проживание, а выживание.
Тема, затронутая здесь, достаточна глобальна и серьезна. Буду рад продолжить дискуссию с интересующимися и ответить на ваши вопросы в комментариях.
Андрей Калашников