В преддверии очередного зимнего сезона хочется еще раз напомнить, чем скандинавские производители караванов и автодомов отличаются от остальных Европейских.
Европейские караваны сделаны больше для кемпингов, в который "все есть". Среднестатистический европеец, приезжая в кемпинг, в караване использует по большей части только кровать, обеденную зону, отопление и кондиционер (при наличии). Все остальные блага дает ему кемпинг — просторные и комфортные туалетные комнаты, душевые, кухню. В скандинавских странах ситуация немного иначе. Да, конечно кемпинги там тоже в изобилии присутствуют, но, не всегда теплый климат, накладывает свои ограничения. Когда стрелка термометра приближается к отметке — 30°C, а то и ниже, на улицу без особой нужны выходить не очень то хочется. Поэтому шведы, фины и норвежцы пользуются всеми благами и устройствами, находящимися в кемпере. Очень часто в шведских автодомах можно встретить такие блага как просторная душевая кабина, горячая вода, теплые полы и так далее. Так как наши условия эксплуатации ближе к скандинавским (как по климату, так и по потребности пользоваться всеми возможными благами цивилизации), караваны шведских и финских производителей Kabe, Cabby, Solifer и Polar в наших условиях предпочтительны.
Рассмотрим по пунктам, чем шведский караван выгодно отличается от европейского.
Эффективная система отопления
Система отопления с жидким теплоносителем (антифризом), производства торговых марок Alde или Primus. По своему строению эта система копируют водяное отопление в наших стационарных домах. По периметру салона в нижней его части проходит алюминиевая труба с надетыми на нее радиаторами-теплоотводниками.
Котёл
Котел (работающий автономно от газа либо от внешней сети 220В при возможности ее подключения в кемпинге) греет жидкий теплоноситель, а встроенный низкооборотистый насос (работающий от 12В), прокачивает его по отопительному контуру. Котлы Primus и Alde, устанавливаемые на моделях жилых прицепов 90-х годов выпуска существенно отличались между собой. Primus располагался в переднем рундуке каравана с газовым баллоном.
Бойлер и электропечь
Бойлер и электропечь (при их наличии) располагались внутри каравана. Управляется данный котел электроникой. Alde напротив, всегда располагается внутри каравана и всегда комплектуется электропечью и бойлером для воды.
Управляется котел Alde механикой (котлы старого образца), что по объективным мерам, надежнее. Широкие возможности регулировки потребления газа, а именно регулируемый по давлению газовый редуктор и возможность отключения нескольких горелок (у ранних моделей котла Primus) делают систему отопления комфортной, эффективной и экономичной (по сравнению с воздушным аналогом от Truma). Максимальная мощность газовых котлов от Alde и Primus — 6 Квт. Мощность встроенной электропечи — 2 КВт.
Продуманная и эффективная циркуляция теплого воздуха
Теплый воздух, нагреваясь от батарей, поднимается на верх салона вдоль окон, заходит в специальные вентиляционные отверстия за верхними шкафчиками, выходит под крышу и охлаждаясь, устремляется вниз к центру каравана, где нагревается вновь. Поступление свежего воздуха в салон происходит через специальные вентиляционные отверстия, установленные на полу каравана, под кроватями.
Теплые полы
Не редко, в комплектацию котлов Primus и Alde входит жидкостный теплый пол. В сендвич-панель пола на заводе закладывается змеевик из полиамидной трубки в которую так же подается жидкий теплоноситель. Естественно, как и основной контур, пол может греться как от газа так и от электричества. Стоит ли говорить, насколько незаменима данная опция в сильные российские морозы.
Горячая вода
В отличии от отдельных электрических или газовых бойлеров Truma Therme (TT2), Truma boiler gas (B10, B14) вода для водопровода в системах отопления Alde и Primus нагревается по средством теплообмена между жидким теплоносителем, обогревающим трейлер и водопроводной водой. Вода поступает в небольшой бак-теплообменник, объемом около 8 л., в который так же заходит отдельный отопительный контур-змеевик. Плюсом этой системы является то, что вода для душа и мойки может греться как от газа так и от внешней сети 220В. Так же она экономична, так как зимой дом на колесах все равно отапливается и при нагреве водопроводной воды в системе расход энергии увеличивается незначительно. Но как же быть, если жилой прицеп эксплуатируется летом, когда не нужно центральное отопление, но нужна горячая вода? Отопительный контур салона и дополнительный контур для нагрева воды независимы друг от друга. На основном контуре есть специальный кран его перекрывающий. Если его перекрыть, жидкий теплоноситель будет циркулировать только по малому контору, нагревающему воду. Для регулирования температуры в системе есть 2 термостата. Один основной и отвечает за температуру внутри всего трейлера, может регулироваться либо быть полностью отключен. Есть так же дополнительный термостат на 70°C, устанавливаемый на теплообменнике для подогрева воды. Итак, в летнее время, что бы пользоваться горячей водой, но не греть сам автодом, вам необходимо перекрыть основной отопительный контур и отключить основной термостат. Нагрев воду в бойлере до 70°C, котел автоматически отключится и включится, когда температура в теплообменнике упадет.
Отличная теплоизоляция
В европейских караванах толщина стен составляет как правило 20 мм. В скандинавских — 30 мм, на крыше — 50 мм. Тем самым повышается не только теплоизоляционные показатели, но и жесткость кузова, что в наших условиях эксплуатации особенно актуально. Так же нет необходимости счищать снег с крыши — запаса прочности у нее хватит, что бы выдержать серьезные сугробы, чего не скажешь о европейских крышах, особенно у больших трейлеров.
Торсионная подвеска
Так исторически сложилось, что на скандинавских караванах как правило устанавливаются оси торговой марки BPW. А они торсионные. В отличии от резиножгутовых осей AL-KO и Knott, металлические торсионы более надежны, имеет большую плавность хода и выше дорожный просвет. Лопнувший металлический торсион всегда можно заварить, а развалившийся от времени резиновый жгут вам никто в России не перепресует. Особенность данной подвески, что она, как и тормозной цилиндр на сцепном устройстве каравана, является обслуживаемой. По бокам с каждой стороны оси располагаются тавотницы, которые необходимо смазывать раз в год.