В преддверии очередного наступающего летнего сезона многие караванеры задаются вопросом: как подготовить караван после зимней спячки? Что необходимо проверить, смазать, заменить? Действительно, правильная консервация на зиму и расконсервация техники на летний сезон очень важна. Итак, все по порядку.
Кузов
Кузов — главная и дорогая деталь каравана. Как всем известно, кузов состоит из сандвич панелей, которые в свою очередь состоят из алюминиевого листа, теплоизолирующего материала (пенопласта или пенополеуретана), деревянного каркаса (сосна) и оргалита (внутренняя обшивка). Все пожилые караваны болеют одной кузовной болезнью. Со временем, герметик на стыках панелей засыхает и теряет свои эластичные свойства. Усиленная вибрация от плохих дорог так же способствует разгерметизации стыков крыши и стен. В разгерметизированные места начинает попадать влага, которую впитывает деревянный каркас. С колебанием температурных режимов в межсезонье происходит следующий процесс: снег падает на крышу, потом тает, затекает в щели между панелями, напитывает деревянный каркас, затем замерзает, расширяя щели, а замет опять тает.
Все это приводит к появлению новых очагов протечек и гнили и росту старых. Это касается так же накрышных и боковых люков, окон. Вообщем всех отверстий и стыков панелей, куда из-за недостаточной герметизации может попадать влага.
Как обнаружить влагу в корпусе кузова? Первоначально влага, которую начинает впитывать деревянный каркас никак себя не выдает. Точно проверить наличие и количество влаги в кузове можно специальным прибором — влагометром. Стоит данный прибор не мало — порядка 200 евро. Более простой способ — простукивание. Достаточно постучать по поверхности, где вы уверенны, что влаги нет, запомнить этот звук и простучать поверхности вызывающие у вас сомнения. Звук должен быть звонким, а поверхность твердая. Если это не так, скорее всего вы наткнулись на проблемное место.
Но нет ничего невозможного. Кузов без труда поддаются ремонту. Части подгнившего деревянного каркаса и пенопласта меняются на новые. За помощью вы всегда можете обратиться в нашу мастерскую.
Внутреннее оборудование
Во избежании пожаров большое внимание нужно уделить газовому и электрооборудованию. От газа обычно работает отопление, плита для готовки и холодильник. Если газовые соединения приборов везде были герметичны и не разъединялись во время зимней спячки, то достаточно подсоединить газовый баллон, запустить устройства и, специальным спрей-пеной для газовых систем, проверить наличие пузырьков (выходов газа) на соединениях в газовой магистрали.
Если они есть, необходимо подтянуть соединение. Так же можно использовать газовый анализатор. Он измеряет количество углеводородного и углекислого газа. И если показания выше нормы, прибор даст сигнал.
Обратите внимания на выпускную систему газового отопителя, а так же на систему забора воздуха. Она должна быть чистой, трубы плотно подогнаны друг к другу. После зимы там еще может остаться снег, осенняя листва либо другой мусор. Засоренная выхлопная труба делает не возможным горение пламени в газовом отопителе Truma.
Проверьте паспорт вашего газового баллона (бьется на самом баллоне в районе вентиля). Техническое освидетельствование баллонов высокого давления должно проходить раз в 5 лет. По российскому законодательству, баллоны старше 40 лет не подлежать дальнейшей эксплуатации.
По электрооборудованию необходимо проверить изоляцию и места скрутки проводов. При необходимости подтянуть и изолировать. Проверить все электроприборы, подав им соответствующее напряжение. Все должно работать плавно, без мерцания и прерываний. Так же необходимо проверить электрический автомат, правильную его работу включения и отключения при критических нагрузках.
Водопровод
Обязательным при консервации каравана на зиму является полный слив воды их всех емкостей и шлангов. Если вы этого не успели сделать вовремя, скорее всего вам придется поменять накопительный бак, а так же бак вашего водонагревателя.
Не редко выходят из строя и погружные насосы, в которых осталась и замерзла вода.
Необходимо налить свежей воды в водопроводную систему, подключить бойлер, насос и внимательно все осмотреть на наличие протечек. Сливные патрубки под днищем автодома так же подвержены губительному разрушению от льда. Необходимо проверить и их.
Туалет
Если вы располагаете стационарным кассетным туалетом Thetford, необходимо проверить и его. Залить свежую воду в верхний и нижний бачок. Если жидкость из верхнего бачка уходит сама по себе — бачок дал трещину и его необходимо заклеивать. То же касается и выносной кассеты. Проверьте уплотнительную манжету на приемной кассете. Если резина покрыта трещинами ее необходимо заменить.
Подвеска и шасси
Резино-жгутовая подвеска является не обслуживаемой, но все равно необходимо проверить насколько износились резиновые жгуты и насколько уже просела подвеска. Если ваша ось марки BPW или Peitz — у вас не резиновые жгуты, а металлические торсионы. C каждой стороны ось имеет 2 тавотницы для смазывания направляющих втулок. Необходимо провести смазывание специальным шприцем. Смазка ШРУС-4 вполне подойдет.
Ступичный подшипник. На караванах начала 90-х годов выпуска применяли по два упорных конических подшипника на каждое колесо. Эти подшипники обслуживаемые и нуждаются в смазке. На осях компании AL-KO применяется двухрядный шариковый подшипник в зарытом корпусе. Это вид подшипников не обслуживаемый.
Так же необходимо проверить амортизаторы. Если хотя бы на одном видны следы подтеков — необходимо заменить оба амортизатора.
Рама
При эксплуатации по плохим дорогам (считай по всей России матушке) короткоходная и жесткая подвеска не справляется с возложенной на нее обязанностями. Это приводит к расшатыванию кузова, а в иных случаях и к усталостным трещинам на раме в местах возможных концентраторов напряжений (углы, сварные швы, прочие соединения).
Тормоза
На караванах применяется тормозная система накатного типа. Система простая и надежная, но так же требует периодического ухода. Тормозной цилиндр (спереди прицепа) состоит из корпуса и, двигающегося возвратно-поступательно в нем, штока — круглой полой трубы. Шток опирается на две втуки, которые имеют тавотницы. Их так же необходимо смазывать специальный шприцем. Смазка ШРУС-4 вполне подойдет.
Что бы сгладить ударные нагрузки при резком старте и торможении штока о корпус, применяется газовый демпфер (амортизатор). После зимы он не редко выходит из строя, поэтому необходимо проверить, на сколько эффективно он гасит удары. При необходимости снять его и заменить на аналогичный по нагрузке. Тормозной цилиндр связан с колесами главной тормозной тягой и тросами. Нередко после долгого простоя тормозные тросы настолько ржавеют, что теряют свою эффективность в работе. Их необходимо заменить, дабы стоят они совсем не дорого.
Если при торможении автопоезда ощущается запаздывание торможения каравана — верный признак износа тормозных колодок. Необходимо снять крышку барабана и проверить остаточную толщину фрикционных накладок. Если она в пределах нормы, необходимо просто подкрутить специальную скобу на металлической тяге рядом с ручным тормозом, тем самым уменьшив образовавшийся зазор между тормозными колодками и тормозным барабаном.
Необходимо проверить равномерность износа фрикционных накладок. В противном случае стоит обратить внимание на работу пружин (которые к слову все должны быть на месте), а может и самого тормозного барабана. В этому случае лучше заменить вышедшие из строя элементы. На заднем щитке тормозного барабана предусмотрены специальные промывочные отверстия. Они позволяют легко и эффективно очистить тормозной барабан изнутри от образовавшейся за время эксплуатации грязи, препятствующей нормальных работе узла, а так же ухудшающей его охлаждение.
На этом пожалуй и все. Помните, что ваше безопасность при выша всего и не спускайте на тормозах проблемные места в вашем караване. Предупреждение неисправности всегда дешевле последствий их исправления. Приятного вам караванинга.