Углеводородный раз, а именно пропан/бутан, играет жизненно-важную роль в караванинге. А именно, от газа в караване работает отопитель, бойлер, холодильник, варочная панель, духовой шкаф, реже осветительные лампы и даже туалет. Рано или поздно любой караванер сталкивается с проблемой под названием "не горит" с одним из вышеперечисленных устройств. Прежде, чем хвататься за телефон и лихорадочно звонить в Retrailer, вы сами вполне можете найти и, как минимум в половине случаев самостоятельно устранить, проблему.
В этот статье мы разберем частые неисправности и методы их устранения на примере популярный газовых приборов, используемых в караванах и домах на колесах.
Исходя из физики, химии и прочих законов мироздания, для горения чего-либо в замкнутом пространстве должно выполняться 4 условия:
- топливо;
- искра;
- кислород;
- выход угарных газов.
Отсутствие какого-либо из этих 4-х факторов приводит к невозможности горения. Если ближе к делу, то общие советы для всех газовых устройств в автодомах:
- Топливо в караванах — это газ (пропан/бутан). Необходимо убедится, что есть газ в баллоне, горюч ли он (работают ли другие устройства от этого газа). Необходимо открыть все запорные вентили. А именно вентиль на баллоне, краны в газовом распределители внутри помещения (обычно располагается под мойкой);
- Проверьте визуально (через смотровое окно) или на слух (при автоподжиге) приходит ли искра на горелку;
- и 4. Без доступа воздуха и отвода угарных газов процесс горения не возможен. Проверьте все воздухозаборники и выхлопные трубы на ниличие в них посторонних предметов (мусора).
Рассмотрим по пунктам на примерах конкретных газовых устройств:
Газовый отопитель Truma 3002, 3004, 5002, 5004, Carver
- В ходе активной эксплуатации неизбежно забивается пылью главный газовый-кран распределитель. Это не значит, что распределитель подлежит замене. Его нужно просто разобрать и продуть;
- Искра в отопитель подается по средством пьезокнопки или автоматического блока розжига. Если в смотровом окне радиатора искры не наблюдается, это может быть как неисправность самой кнопки/блока, так и отсутствие хорошего контакта, между силовым проводом и кнопкой/блоком. Так же, если на горелку через выхлопную трубу попала вода или снег, искра можем пробивать на корпус не в месте горелки. Это исправляется только просушкой горелки;
- Воздух для горения забирается снизу, под полом каравана. При эксплуатации по грязным дорогам, он вполне может забиться грязью/снегом. Воздухозаборник необходимо почистить.
- На конце выхлопной трубы на крыше дома на колесах установлен (если нет, то обязательно установите) грибок. Он предохраняет трубу от попадания в нее различного рода мусора, но практически бессилен перед снегом. Если снежная шапка на крыше кемпера полностью закрыла грибок выхлопа (стоит ли говорить, что в этом случае отопитель работать не будет), просто очистк снега вокруг грибка скорее всего не поможет. Снег уже попал внутрь трубы. Что бы снег в следствии прочистки трубы не попал на горелку, рекомендуем сначала отсоединить трубу от отопителя, затем отвинтить грибок и далее пытаться очистить выхлопную трубу от снега. Что бы не допускать такой процедуры, рекомендуется заранее накрывать грибок плотным чехлом, исключающим попадания снега внутрь.
Газовый бойлер Truma B10/B14, Carver Cascade 2
- Последним устройством, препятствующим самопроизвольному прохождению газа в горелку является электромагнитный клапан. Со временем якорь такого клапана может закиснуть в любом положении. Здесь необходима замена;
- Искра в горелке бойлера генерируется автоматически и ее наличие можно определить только на слух по характерному "стрекотанию" внутри бойлера. Если при включении бойлера не слышно не только искры, но и светодиод на контрольной панели не горит зеленым, необходимо проверить подвод 12В к бойлеру от аккумулятора, а так же главный предохранитель бойлера (под пластиковой крышкой на корпусе бойлера);
- и 4. Забор воздуха и выхлоп у бойлера объединены и располагаются на боковой стене каравана. В транспортном положении по верх решетки забора и выхлопа одевается глухой кофр, что бы во время движения грязь, мусор и снег не попадали на горелку. Конечно в положении стоянки кофр должен быть снят. Если купленный вами караван был уже без такого кофра, осмотрите горелку сквозь решетку на предмет присутствия мусора и прочих посторонних предметов.
Абсорбционный холодильник Electrolux, Dometic,Thetford
- Газовый кран-распределитель холодильника располагается на верхней контрольной панели. Что б он забивался пылью и грязью замечено не было. Чего не скажешь о горелке, которая по средством нижней приточной вентиляционной решетке открыта всем ветрам, а так же саже и окалине, которая сыпется на нее с вентикальной трубы-теплообменника. Первая помощь: снять нижнюю приточную решетку снаружи каравана и продуть горелку, через боковое круглое отверстие (где газ смешивается с воздухом) в ней автомобильным компрессором, используя насадку мелкого диаметра.
- Как и в газовом отопителе Truma, искра может подаваться пьезокнопкой или автоматическим блоком розжига. При использовании пьезокнопки контроль искры и пламени осуществляется визуально, через смотровое окно внутри холодильной камеры. При использовании блока розжига контроль искры осуществляется на слух и визуально, по миганию красного светодиода на кнопке включения.
- Приток воздуха осуществляется через нижнюю вентиляционную решетку или через пол трейлера (скандинавское исполнение). Необходимо проверь решетку и пространство за решеткой на наличии посторонних предметов и мусора. Решетка на зиму может закрываться зимний заглушкой. В этом случае приток воздуха в достаточном объеме в горелку осуществляться не будет.
- Выход угарных газов осуществляться через обособленное отделение в верхней боковой вентиляционной решетке либо отдельным грибком на крышу (скандинавское исполнение). Все эти вентиляционные отверстия должны быть чистыми.
Варочная панель Cramer, Dometic, SMEV
- На каждую из конфорок приходится свой газовый кран-распределитель. Нареканий в работе они не вызывают, никогда не засоряются. Возможен засор на выходах самих горелок, но как правило большинство выходов на конфорках всегда рабочие;
- В европейских караванах (исключая Великобританию) выпуска 00-х и 90-х годов выпуска пьезоподжиг не ставился вообще. Торчащие рядом с каждой конфоркой элементы, которые большинство начинающих караванеров воспринимают как электроды пьезоподжига, есть не что иное как термопары системы газконтроля;
- Не актуально, если только вы не в открытом космосе;
- Как правило, над варочными панелями располагается вытяжка с вентилятором и патрубком выходящим на крышу и оканчивающийся грибком. Газовые горелки на варочной панели прекрасно будут гореть и без вытяжки, обогащая салом угарным газом, что не полезно для здоровья. Поэтому вытяжку желательно включать при каждой готовке.