Отопительные системы в автодомах и прицепах дачах делятся на несколько видов:
По источнику питания: газовые, электрические, на жидком топливе.
По вариантам теплоносителя: воздушные и жидкостные
К газовым относятся отопители торговых марок Alde, Truma, Primus.
Плюсы газовых отопителей в том, что природный газ экономичнее чем электричество и жидкое топливо, а так же энергетически эффективнее. Показатели автономности здесь тоже на высоте. Из минусов можно отметить, что российский газ бутан, который входит в состав пропан-бутановой смеси (что и именуется у нас на родине природным газом) при сильно отрицательных температурах не испаряется и переходит в жидкое состояние. Как следствие этого перестает работать отопитель, когда он так сильно нужен. Так же стоит отметить взрывоопасность, возможность утечек, а так же вредные пары угарного газа (если с выпускной системой отопителя не все в порядке). В Европе не везде присутствуют единые стандарты на газовое оборудование и с этим могут возникнуть проблемы.
Электрические нагреватели обычно встраиваются в газовые отопители Alde и Primus как запасной вариант, а так же продаются отдельно в огромном количестве. Помимо этого существует вариант со встроенными в пол электрическими матами.
Здесь тепло передается за счет уложенной в мат проволоки с высоким сопротивлением. Все эти приборы просты в эксплуатации, не пожароопасны и стоимость их сравнительно не высока. Только вот расход электроэнергии получается очень затратный, а об автономности здесь и речи не идет (жидкотопливный генератор не в счет).
Жидкотопливные отопители представлены в основном компаниями Webasto и Eberspächer.
Достоинствами этих отопителей является автономность и доступность жидкого топлива (бензин или дизель, которые, в отличии от газа, можно найти в самых запрятанных закаулках нашей необъятной), которое берется прямо из бака автомобиля. Система отопления монтируется под пол кемпера, что позволяет экономить внутреннее пространство салона. Так же в зимнее время отопитель может работать и как предпусковой подогреватель, сначала прогревая двигатель, а затем жилой модуль и воду. Из минусов можно отметить, что, до недавнего времени, все жидкостные отопители были шумными и имели неприятных запах. Жидкое топливо более химически инертно, чем газ.
Теперь разберем в чем принцип работы, плюсы и минусы систем с воздушным и жидкостным теплоносителем.
Отопители с воздушным теплоносителем производят торговые марки Truma, Carver, Webasto, Eberspächer.
Такие системы забирают холодный воздух внутри автодома, нагревают его, а затем проводят его обратно в жилой модуль напрямую или через систему воздуховодов. Воздушный обогрев является лидером по установке в дома на колесах прежде всего из-за своей привлекательной стоимости. Воздух в салоне обогревается значительно быстрее, чем при жидкостном теплоносителе. Так же, в первые 10 лет эксплуатации, воздушное отопление не требует никакого специального сервиса.
Из минусов по сравнению с жидкостным отопителем стоит отметить больший расход газа, неравномерность распределения тепла.
Отопители с жидкостным теплоносителем производят торговые марки Alde, Primus, Webasto, Eberspächer.
Такие отопители нагревают жидкость (воду или антифриз), циркулирующую по замкнутому контуру внутри прицепа дачи, которая транспортирует тепло к нагревательным элементам (батареям), где оно и отдается в качестве теплового излучения жилому пространству дома на колесах.
Плюсом является равномерность распределения тепла по всему салону, меньший расход газа, возможность увеличить мощность просто поставив дополнительную батарею в контур.
Из минусов стоит отметить большую стоимость устройства и его техническую сложность, более медленный прогрев салона, более сложное техническое обслуживание (периодическая проверка на герметичность, удавление воздуха, замена каждые 2-3 года теплоносителя).
Так же такие системы как Alde и Primus комплектуются встроенными теплообменниками, которые позволяют греть водопроводную воду.
Всегда пожалуйста!
Доброе время, Андрей! Давно не заходил, спасибо за ответ!!! Сам бы не додумался, честное слово, а так всё просто!!! Ещё раз спасибо за консультации и дельные предложения! Удачи!
Бороться с замерзанием газа можно утепляя отсек с газовыми баллонами и газовую магистраль.
В туалет в бак для смыва заливаете автомобильную незамерзайку в место воды. Вот и все борьба. Нельзя допускать замерзание бачков в туалете - в противном случает все это лопнет и придет в негодность.
Спасибо за ответ! Я примерно так всё и представлял и как писал ранее, Webasto можно использовать на ходу. А по поводу температур..., я живу в Тюмени, часто (зимой) езжу на Урал, кататься на горных лыжах, температуру не предугадаешь, а хочется комфорта. Просто читал на форумах, что с воздушным отоплением караван быстрее прогревается нежели с жидкостным, но бывают проблемы с замерзанием газа и газопроводов. И ещё вопросик, зимой жидкости в туалете ведь то же замерзают, как с этим борются караванеры и как быстро после включения отопления данные жидкости оттаивают? Спасибо!
Как альтернативный вариант отопительного бензинового котла для "суровой зимы" от Webasto - задумка действительно не плохая. Котел Webasto имеет свой насос на 12В и отлично "впишется" в существующий отопительный контур.
При установка жидкостной системы отопление с Webasto в караван с "воздушной" газовой печкой Truma, вопрос возникает в теплоотводных радиаторах (где их брать?), которые надеваются на алюминиевые трубы отопительного контура. Думаю этот вопрос можно решить. По деньгам ни разу не просчитывали, поэтому на вскидку ответить сложно.
Теплый пол можно решить двумя способами:
1. Электрические маты, работающие от 220В. Они в изобилии продаются в строительных магазинах самых разных размеров и легко подгоняются под различные площади.
2. Сделать двойной пол и от той же Webasto пустить контур из алюминиевых труб по всему полу с отдельным краном.
Стены может и не придется делать толще, если у вас будет мощная отопительная система, да еще с двойным полом.
В каких вообще температурах планируется эксплуатировать караван?
Не важно дизель или бенз. расход мизерный, просто врезаться, как доп. подогрев. Webasto и на ходу безопасна и бензопровод не замёрзнет от конденсата. Уверен что так. А что значит с нуля? Взять не зимний караван и установить жидкостное отопление? Если так, то сколько это будет в денежном выражении? А стены как сделать толще? И подогрев пола? Ха...!
Думаю, что можно. Вы хотите это сделать из-за дизельного топлива? Думаю проще сделать систему с нуля, нежели покупать, а затем выкидывать дорогую систему ALDE.
Скажите, а можно врезать в уже имеющуюся систему ALDE, к примеру жидкостный отопитель WEBASTO, как дополнительный? Спасибо!