Существует несколько типов газовых баллонов: металлические и композитные (пластиковые). Каждый это вид имеет свои достоинства и недостатки.
Металлические газовые баллоны. По прежнему очень широко применяются в использовании по всему миру. Российские баллоны по литражу подразделяются на 6, 12, 27 и 50 литровые.
Достоинства: дешевизна и широкое распространение.
Недостатки: тяжелые, подвержены коррозии, невозможность визуального контроля количества газа, повышенная степень искрообразования при транспортировке
Так же существуют алюминиевые баллоны европейских производителей. Они ощутимо легче, но в три раза дороже аналогичных по объему стальных.
Композитные (пластиковые баллоны). Распространение получили не так давно, но популярность этого нового вида баллонов с каждым годом становится все больше.
Достоинства: легкие, не подвержены коррозии, возможность визуального контроля уровня газа в баллоне, стильный и привлекательный внешний вид
Недостатки: композитный баллон в 4-5 раз дороже аналогичного по объему стального
На данный момент существует несколько европейский производителей композитных баллонов, а именно Ragasco LPG (Норвегия), Composite Scandinavia (баллоны серии Compolite CS и Passion, Швеция) и ООО "Ругазко" (Россия). У Баллонов Ragasco имеется 4 варианта объема (12.4, 18.2, 24.5 и 33,5 л.).
Внимание!
13 октября 2014 года компания ООО "Ругазко" приняла решение об отзыве баллонов, производства Composites Scandinavia (Швеция) и Ругазко (Россия), произведенных в период с 1 января 2012 по 13 октября 2014 года и замены их на баллоны Ragasco. Причиной отзыва послужило несовместимость состава композита с качеством российского газа. Наличие в отечественном газе метанола пагубно сказывается на стенах баллона, особенно при использовании его в условиях повышенной температуры. Вышеуказанные баллоны использовать с российским газом нельзя, т.к. это может причинить вред вашему здоровью.
Схема замены по гарантии баллонов Passion и Compolite CS на безопасные Ragasco.
Почему взрываются баллоны
Баллоны в подавляющем большинстве взрываются из-за нарушения техники хранения и эксплуатации, а именно из-за критического повышения давления внутри баллона. При попадании баллона в открытый в огонь, жидкая фаза, находящаяся внутри, приводится в кипение и давления в баллоне повышается. Трехкратном повышение давления внутри баллона относительно нормы приводит к его разрыву. При этом, пары, от мгновенного воспламенения жидкости зажигаются, образуя "огненный шар". На открытом пространстве, осколки от разрыва баллона разлетаются в радиусе — до 250 м. Высота подъема осколков — до 30 м.
Так же баллоны взрываются при неправильной, неконтролируемой заправке. Заполнять баллон нужно на 80% от его объема. Поэтому заправлять баллон необходимо не по его литражу, а по весу. К примеру, если вы полностью заполнили баллон зимой на холоде, а потом внесли его в теплое помещение, газ начинает нагреваться и расширяться. Если газу в этом момент некуда деться, он разрывает баллон.
Как уберечь себя от взрыва баллона
Интернет пестрит информацией, что композитные баллоны не взрываются. Это правда, но натянутая "за уши". Не взрываются они благодаря не их композитному материалу, а вентилю со специальным предохранительным клапаном-вставкой. Такой защитный клапан стравливает избыточное давление газа в баллоне при плавном повышении температуры и, соответственно, давления. Нормальное давление газа в баллоне не должно превышать 1.6 МПа. Давления срабатывания клапана — 2.6 МПа, в то время, как критическое давления, при котором баллон может взорваться — 5.2-8.4 МПа. При нахождении баллона более 3-5 минут при температуре свыше 110°C, плавкая вставка разрушается, постепенно выпуская содержимое баллона, исключая его взрыв.
Стоит отметить, что данный вентиль с плавкой вставкой вы можете поставить и на обычный металлический баллон (европейские металлические баллоны комплектуются таким вентилем).
Та же существуют вентили с поплавковым механизмом, предотвращающий перенаполнение баллона. Здесь защитный механизм поплавкового типа отключает подачу газа в процессе заправки при заполнении 80-85% объема баллона.
Еще один важный фактор — правильная смесь газов. В Европе используют пропан, доля которого в смеси составляет 99% и до температуры -40°C гарантированно его полное сгорание. В России же для экономии используют смесь газов — пропана и бутана. Проблема в том, что при 0°C бутан остается в жидом виде и не испаряется. Летом на заправках газы смешиваются в пропорции 1:1, зимой же 9:1. Если заправить летнюю смесь зимой, то пропан выгорит, а бутан останется в баллоне в жидом виде. Если же после этого перенести баллон в тепло, бутан будет гореть ярко красным пламенем с неприятным запахом в отличии от синего пламени, при горении пропана.
Конденсат. Если вы видите или ощущается присутствие в баллоне жидкой фазы, но при этом она не горит — это конденсат. Его необходимо сливать и лучше это делать на специализированных станциях.
И конечно не стоит забывать об общепринятых правилах безопасности при работе с газом.
AL-KO
В далеком 1931 году немецкий слесарь Алоис Кобер открыл мастерскую в баварско-швабском Гроскётце под Гюнцбургом. Никто тогда не мог предположить, что через 85 лет слесарная мастерская превратится в гигантский концерн AL-KO KOBER.
Читать далее