Truma — принцип действия, проблемы, ремонт

Газовые отопители Truma, устанавливаемые на кемперы, трейлеры, автодома и прицепы-дачи достаточно надежны и не преуменьшают понятие "немецкое качество". Но покупая трейлер выпуска начала 90-х годов, будьте готовы к тому, что с правильной работой печки могут возникнуть проблемы.

На примере газовой печи Truma 3002 разберем ее основные компоненты, принцип работы и возможные неполадки.

В печке есть несколько основных устройств

1. Блок розжига. Питается от двух батареек типа АА. При помощи такого блока происходит автоподжиг газовой горелки. Очень удобно использование такого розжига в ветреную погоду, когда при задувании пламени сильным порывом ветра, в течении нескольких секунд, пока газ не перекроет предохранительный клапан, электророзжиг может автоматически повторно поджечь пламя.
Иногда печатная плата блока перегорает. В этом случаем необходима замена блока целиком. Эту деталь вы можете купить в магазине Retrailer. К слову, электронный блок розжига с легкостью может заменить обычная механическая пьезосвеча.

retrailer_truma_remont_03

2. Газовая горелка Truma. Имеет две камеры сгорания, запальную (круглая) и основную (овальная). Над запальной камерой находится пьезосвеча, рядом с ней находится термозонд.

Термозонд служит для отключения предохранительного клапана, перекрывающего основную газовую магистраль в том случае, если пламя горелки потухло.

retrailer_goods_truma_52

3. Газовый кран-клапан. Кран-клапан представляет собой основную, самую ответственную и самую сложную деталь в системе отопления Truma. Кран имеет вход снизу на прием газа от основной магистрали, два выхода сбоку с форсунками на подачу газа к запальной и основной камере сгорания, ручку регулятора интенсивности подачи газа в горелку, защитный термостат от перегрева, защитный термоклапан отключения газовой магистрали, при отсутствие пламени.

retrailer_goods_056

 4. Теплообменник. Или проще говоря радиатор, выполненный из алюминиевого сплава. К радиатору подходит система выхлопа. На радиатор с внешней стороны надевается декоративная металлическая крышка.

retrailer_truma_1

Принцип работы газовой печки Truma

1. При повороте ручки регулятора с 0 на 1 деление замыкается электро цепь и электронный блок розжига начинает подавать периодические заряды на пьезосвечу, которая в свою очередь пробивает искру на корпус горелки рядом с запальной камерой сгорания.
2. При повороте ручки регулятора с 1 на 3 деление открывается первичный клапан подачи газа в кран из внешней магистрали.
3. При утапливании регулятора вниз принудительно открывается защитный термоклапан и газ поступает в запальную (первичную) камеру сгорания, после чего происходит воспламенение. Спустя 3-4 секунды после воспламенения запальной камеры, термозонд нагревается до нужной температуры, что позволяет защитному термоклапану принять открытое положение, обеспечивая непрерывный поток газа в горелку. После этого ручка регулятора отпускается и принимает первоначальное верхнее состояние под действием пружины. Пламя не тухнет.
4. При дальнейшем повороте ручки регулятора с 3 до 10 постепенно открывается клапан подачи газа в основную (овальную) камеру сгорания.
5. После воспламенения основной камеры сгорания по мере нагрева печки, интенсивность нагрева (и соответственно температуру) можно настраивать ручкой регулятора в диапазоне делений от 1 до 10.

При достижении температуры нагрева радиатора более 50 градусов Цельсия, защитный термостат от перегрева, начинает постепенно уменьшать подачу газа к основной камере сгорания вплоть до ее полного отключения.

Частые неполадки

1. Поджигается только запальная камера. При отпускании регулятора вверх пламя гаснет.
Причина. Скорее всего вышел из строя термозонд,

retrailer_goods_truma_50
открывающий защитный термоклапан.

retrailer_truma_remont_02

Эту деталь вы можете купить в магазине Retrailer.

2. Поджигается только запальная камера. При отпускании регулятора вверх пламя не гаснет. При выкручивании ручки регулятора до конца основная камера так и не поджигается.
Причина. Скорее всего в газовом кране засор. Требуется разборка и чистка.

3. Пламя горит в обоих камерах, но очень нестабильно, с шумом.
Причина. Сверху на каждой из камер напаяна тонкая сеточка из огнеупорного металла. Она служит для равномерного распределения пламени по всей поверхности горелки. В следствии коррозии пайка могла отслоится, а металлическая сеточка отвалиться. Требуется замена горелки. Эту деталь вы можете приобрести в магазине Retrailer

retrailer_goods_truma_49

Поэтапная разборка газового крана-клапана

1. В автодоме или прицепе-даче. Снизу трейлера отсоединяем кран от основной газовой магистрали. Снимаем предохранительную крышку горелки, откручиваем форсунки запальной и основной камеры сгорания, откручиваем термозонд от крана, после чего отсоединяем горелку от крана. Кран вынимается изнутри прицепа-дачи, наверх.

retrailer_truma_remont_01

retrailer_truma_remont_02

retrailer_truma_remont_03

retrailer_truma_remont_04

retrailer_truma_remont_05
2. Вынимаем ручку-регулятор из крана, откручиваем верхнюю пластиковую крышку (2 болта и железная защелка).

retrailer_truma_remont_06

3. Вынимаем электрический включатель пьезоподжига, вынимаем пластиковую втулку-включатель первичного клапана подачи газа.

retrailer_truma_remont_07
4. Отвинчиваем пластиковое основание от металлической крышка клапана (2 болта). Вынимаем термостат защиты от перегрева и колпачок с шлицевым соединением.

retrailer_truma_remont_08

5. Снимаем металлическую крышку крана-клапана. Вынимаем клапан первичной подачи газа. На фотографии видны загрязнения и бронзовая окись на крае клапана основной камеры сгорания. Все это необходимо очистить. В идеале, при снятии металлической крышки с остова крана-клапана, клапан основной камеры сгорания под действием пружины должен "выстрелить" вперед. На снимке из-за бронзовой окиси этого не происходит.

retrailer_truma_remont_09

6. После очистки стенки клапана основной камеры сгорания вынимаем клапан. Необходимо полностью очистить и промыть остов крана-клапана в бензине (керосине), продуть все каналы, очистить от загрязнения все клапаны. Собирать кран-клапан нужно в обратном порядке.

retrailer_truma_remont_10

Кран-клапан от печки Truma 5002 и ее модификаций полностью аналогичен. Разница только во сдвоенных газовых форсунках.

Для проверки герметизации соединений в газопроводе трейлеров и автодомов, Retrailer использует специальное вспенивающееся средство Multitec от датского производителя Unipak. Multitec обнаруживает даже небольшие утечки, определяющиеся по "вскипанию" состава в местах, где соединение не герметично.

retrailer_multitec

Спасибо, очень позновательно и полезно. Своей неисправности не нашел, если можно подскажите. Печка хорошо разжигается и работает, нагревшись отключается, но отключаются и гаснут обе горелки и основная и запальная, почему гаснет и запальная горелка она вроде бы должна оставаться гореть?

Ответить
Andrey Kalashnikov

Какая у вас модель печки?

Ответить

CARVER 3000, все детали один в один, как выше показанные и по схеме TRUMA 3002 все соответствует, возможно и есть какие то отличия утверждать не буду, визуально все тоже самое, отсутствует только электроподжиг, стоит просто кнопка которая работает без всего.

Ответить
Andrey Kalashnikov

Есть ли у вас аварийный электронный клапан отключения газа между баллоном и редуктором? Попробуйте так же снять и зажечь отдельно от прицепа, как на видео. Можно предположить, что неисправен термостат. Но он перекрывает только основную камеру сгорания при 50 градусах. Попробуйте поменять редуктор.

Ответить

Аварийного клапана нет, баллон - редуктор - кран - отопитель, пробовал в отсоединенном положении картина таже, нагревается, срабатывает термостат и все гаснет розжиг кнопка ручная, щелкаешь в надавленном положении регулятора загорается запальник? отпускаешь регулятор загорается основная гарелка и все повторяется, доэксперементировался, отломал колбу термостата, теперь знаю точно придется весь кран менять, зато запчасти будут. Вопрос дополнительно: термостат отдельно бывает в природе, возможно его заказать?

Ответить
Andrey Kalashnikov

Расстраиваться не стоит, т.к. по всему видно, что термостат у вас уже был не рабочий. Отдельно термостатов в природе не бывает, только в сборе с краном http://retrailer.ru/magazin-re...

Ответить
Игнатий

У меня аечка когда выключенная перекоючатель крутится а когда печка горит то регулятор ваще не крутится, только чуток и печку невыключить если не перекрыть подачу гвза на баллоне

Ответить
Andrey http://retrailer.ru

Вам нужно разобрать регулятор и посмотреть в чем дело. У нас есть регулятор в сборе в наличии. http://retrailer.ru/store/raspredelitel-gazovyj-truma/

Ответить
Игнатий

Печка карвер труматик rm 212,

Ответить
Алексей

Обогреватель СARVER FANMASTER STC 3600
загорела дорожка на плате эл. розжига, на плате наклейка АВ245 0333
можно приобрести эту плату в вашем магазине?

Ответить
Andrey http://retrailer.ru

Ответ у вас на почте.

Ответить

печка Truma 3002 Прошу помочь разобраться в неисправности. При первом запуске, когда поворачиваешь ручку и слышен пьезоэлемент после утапливания ручки газ не поступает. Так как пьезоэлемент продолжает работать и в окошке синего пламени не видно. Если подержать ручку утопленной 10 сек вроде появляются мелкие вспышки но не устойчивые и газ не загорается. Что за неисправность?

Ответить
Andrey http://retrailer.ru

1. Проверить, заправлен ли баллон. Хорошо ли работают от этого газа другие устройства?
2. Проверить не заблокирован ли чем дымоход и подсос воздуха (снизу под печкой)
3. Если ничего не помогло - разбирать и чистить газовый кран.

Ответить
Andrey http://retrailer.ru

Как вариант, если дело в кране, можно постучать (не сильно) по нему или по нижней крышке забора воздуха отопителя. Мелкие посторонние частицы, которые успели попасть в газовый распределительный кран, препятствуют нормальному поступлению газа в горелку. Тем самым они могут сдвинуться с места и открыть доступ для газа. Этот способ малоэффективный и не долговечный. Но иногда может сработать.

Ответить
Александр

Sergey
Было тоже самое. Открутил горелку от трубки. Там сразу находится жиклер из алюминия. Положите его в WD минут на 5-10.(ни в коем случае не чистить иголкой, разобьете отверстие, новый будете покупать) Потом продуть жиклер сжатым воздухом. Ершиком чистите дальше отверстие, до горелки самой. Я продувал и горелку после WD-40/ Чистите ершиком дымоход. Он там внутри весит на проволоке и сам ерш чистите до блеска (запускаться иначе будет хуже). Пока это все делаете, холодильник перевернуть вверх ногами(удалить воздушные пробки аммиака) Сразу не ставьте. Попробуйте поджечь горелку не вставляя в дымоход.(у меня с первого щелчка загорелась) Если все горит, вставляем горелку на место (обратите внимание на клапан, чтоб не повредить) Проверяем на месте горелку, если все горит, можно собирать его окончательно, лучше дать поработать в таком состоянии минут 40. Потрогать змеевик. Если равномерно нагревается, значит все в порядке. Если нет, то находите границу перепада температур и постукиваете деревяшкой, не сильно, но циклично. Температура должна выравнивать по мере простукивания. Ставим пиво в холодильник и домой. вечером с работы приходите и пьете ХОЛОДНОЕ пиво и понимаете - жизнь удалась!

Ответить
Виталий

Добрый день. Подскажите пожалуйста.
Трума S 3002 92 год c электронным розжигом.
При повороте ручки включается разрядный розжиг, далее после утапливания ручки зажигается горелка, после нескольких секунд горения отпускаю ручку, горелка продолжает гореть но розжиг не отключается а продолжает выдавать разряды до тех пор пока не отключишь горелку повернув ручку в положение "0". Почему не отключается розжиг?

Ответить
Andrey http://retrailer.ru

От блока розжига идет 3 провода. Два тоненьких к поворотному механизму, которых их замыкает и включает генератор высокого тока. И один толстый. По нему сгенерированный ток от блока розжига идет на единственный электрод (свечу), расположенную над запальной горелкой, между которыми и возникает искра. Электрод так же является датчиком, замерзающем разность потенциалов в воздухе (без пламени) и плазме (открытом пламени), которая естественно у них разная. Так система понимает, что пламя горит и можно отрубать подачу искры. По этому же принципу она повторно подожжет вам газ, если пламя "задует". Но все в нашем мире не вечно. Из-за образовавшихся окислов может быть нарушен контакт "блок розжига-силовой провод". Для подачи искры это не является препятствием, т.к. сильный ток все равно "пробивает". Но плохой контакт критически влияет на правильный замер разности потенциалов.
Надо: снять клему силового провода, ведущего к свече, зачистить оба контакта, подогнуть, еще лучше пролить специальной смазкой для контактов (так же WD 40 подойдет). Думаю ваша проблема должна исчезнуть.

Ответить
Виталий

Спасибо, Андрей.
Вы уверены в том что: "Электрод так же является датчиком, замерзающем разность потенциалов в воздухе (без пламени) и плазме (открытом пламени), которая естественно у них разная. Так система понимает, что пламя горит и можно отрубать подачу искры."?

Есть ещё такая версия из сети: "стержень искро-образующий при нагревании от загоревшегося пламени сильно повышает свое внутреннее сопротивление и искра затухает. Как только огонь гаснет, стержень остывает и опять начинает проскакивать искра."

Я сам вчера перебрал горелку и клапан, почистил, помыл, смазал. Крутиться стало всё легче и работать чётче, но в целом ситуация с розжигом не изменилась.

Проверю сегодня детальнее провод про который вы говорите, но есть сомнение что блок может что-то мерить этим электродом во время работающего розжига....там ведь по идее несколько кВ напряжение и мерить одновременно с этим - черевато.

Отпишусть по результатам.

Ответить
Виталий

Да, судя по всему вы были правы. Конечно сопротивление электрода, из какого бы металла он не был сделан, не может повышаться настолько при нагреве что значительно бы меняло его сопротивление и препятствовало бы пробою высокого напряжения.
Плазма открытого пламени у меня создаёт напряжение на клемме "3-го" провода порядка -0.8 В. "-" потому что полярность у меня получается обратная относительно корпуса.

Провод мой в порядке, а значит если напряжение на клемме такое и должно быть, то неисправен модуль розжига. Так?
Не отключает розжиг несмотря на то что сигнал "-0.8в" на него приходит.

Ответить
Andrey http://retrailer.ru

Замеры напряжения при плазме не проводил. А какое напряжение у вас без плазмы, но когда искра бьет? Если все контакты в порядке, а так же в порядке соединение силового провода и свечи - дело в блоке.
Самый лучший способ, снять блок и переставить на другою, заведомо рабочую печку. Так можно убедится, что дело точно в блоке.

Ответить
Виталий

Когда искра бьет напряжение нечем померить. Разве что тестер лишний. :) У моего китайского предел 1000в, а там явно до 10кВ так как почти 1см воздуха пробивает. Когда пламени нет и нет искры то чистый "0". Жаль сменного блока у меня нет. Надо заказывать...

Ответить
Виталий

На британском форуме нашел подобную проблему с "неотключающимся" блоком розжига и решение - замена блока.
Вероятной причиной поломки сервис Truma назвал не установленный защитный экран/отражатель тепла между гофрой дымохода и блоком розжига.

Избыточное тепло нарушает межвитковую изоляцию катушки трансформатора внутри блока и приводит к пробою и дальнейшему КЗ.

Ответить
Александр

Здравствуйте! У меня отопитель TRUMATIC-SL 3002/3 1988 г.в. Перестала работать система поджига,нет высокого напряжения.Что можно установить вместо допотопной кнопки,похоже она вышла из строя?Нельзя ли опубликовать эл.схему системы поджига на мой отопитель?

Ответить
Andrey http://retrailer.ru

Здравствуйте. Кнопки все есть в наличии:

http://retrailer.ru/store/pezosvecha-truma-tip-1/
http://retrailer.ru/store/pezosvecha-truma-tip-1/
http://retrailer.ru/store/svecha-pezopodzhiga/

Можно установить автоматический поджиг:

http://retrailer.ru/store/blok-elektropodzhiga-truma/

Ответить
Андрей

Добрый день.Приобрел Trumatic E4000 б/у.При первичном включении проходил тестовый запуск ,воспламенения не происходило, после нескольких попыток при вкл загорелась красная лампочка, при следующих попытках вкл на розжиг сразу загорается красная лампочка .Что это может быть?Питание отключал.

Ответить
Vadim Simakov http://www.vsimakov.com

Добрый день. Вопрос по печке Truma 3000 S без электронного поджига.
Печка запускается, но при любом положении ручки от 1 до 10 мощность примерно одинаковая (замечаю небольшое увеличение при выходе на 7-10 положения, но очень незначительные). В чем может быть причина? Возможен ли самостоятельные ремонт или это большой риск? Может быть дело в газе? Бойлер Truma, холодильник и газовая плита работают прекрасно.

Ответить
Андрей http://retrailer.ru

Если при положении 10 ручка регулятора имеет ощутимый свободных ход в вертикальном направлении - у вас засорился верхний клапан, который при повороте рукоятки поднимается и открывает доступ к основной камере сгорания.
Итог: полностью разобрать кран-регулятор, прочистить, продуть и собрать заново.
Помните, резиновые уплотнения на штоках клапанов чувствительны к горючим жидкостям (бензину/керосину).

Ответить
Vadim Simakov http://www.vsimakov.com

Спасибо за оперативный ответ. Постараюсь продиагностиовать сегодня.
Чем черевата эксплуатация сейчас печки? Только низким КПД?
Самостоятельный ремонт кроме возможного повреждения резины может что-то повредить (при наличии прямых рук)? Этот засор по причине плохого газа или время?

Ответить
Андрей http://retrailer.ru

Делайте все аккуратно и без спешки. Тогда ничего не повредите. Засор - это не редкость на Truma. В режиме длительной эксплуатации рано или поздно придется ее чистить.

Ответить
Андрей

Всем здравствуйте.У меня TRUMA s55t,слева в верхней части стоит переключатель с регулятором,похоже что должен быть моторчик,по салону прицепа сделана разводка патрубков для теплого воздуха,при при осмотре печки моторчика не обнаружил.Подскажите есть ли там моторчик,где стоит и почему не работает.Прицеп большой.

Ответить
Андрей http://retrailer.ru

Здравствуйте. Мотор должен стоять сразу за внутренним кожухом печки. Обычно к нему есть доступ сверху. Если он отсутствует, то у нас есть несколько вариантов для вас:
http://retrailer.ru/store/ventilyator-razduva-truma-220v/
http://retrailer.ru/store/ventilyator-razduva-truma-12v/

Ответить
Андрей

Подскажите,цены в какой валюте?

Ответить
Андрей http://retrailer.ru

Все цены в рублях.

Ответить
Владимир

Здраствуйте у меня жилой прицеп 1996г и обогреватель стоит Truma carver avto 3000 год работал хорошо сечас зажигаеться маленькая горелка и перепадами иногда большая и так горить минут 10 и тухнит все зажигая несколько раз после поднятия клапана резко зажигаеться и большая горелка и так делаю несколько раз и работает хорошо в чем причина и если есть в канале и на горелках мусор или сажа Можно продуть газовую систему не разбирая компресором где начинаеться ситстеме подключения газового балона не открывая газовую комфорку и холодильника и какое давление можно продуть для обогревателя

Ответить
Андрей http://retrailer.ru

Попробуйте заменить газ на "зимний". Если не поможет, необходимо снять газовый кран и горелку, разобрать, промыть и продуть.
Сажи там не может быть, если стоят правильный газовые форсунки и свободен дымоход.

Ответить
Дмитрий

Здравствуйте ! Трума 3002 . При повороте регулятора срабатывает пьезо , утапливаю ручку , загорается запальная горелка . Отпускаю ручку запальная горелка гаснет. Если не отпускать ручку и в утопленном положении повернуть дальше загорается основная горелка. В этом случае отопитель нагревается и гаснут обе горелки.

Ответить
Андрей http://retrailer.ru

Здравствуйте Дмитрий. проблема ваша типична. вам необходимо заменить термопару. сделать это можно самостоятельно. http://retrailer.ru/store/truma-termoklapan/

Ответить
Владислав

Здравствуйте. TRUMATIC-SL 3002/3 1992 года. Купил прицеп без блока розжига.
1) к чему подключается механическая пьезосвеча?
2) Можно ли попробовать пока пьезосвечу из холодильника?

Ответить
Отменить ответ
Администрация сайта Retrailer не правит и не модерирует комментарии, но мы оставляем за собой право удалять комментарии без объяснения причин, а также блокировать пользователей, нарушающих наше представление о нормах поведения в интернете.
К сожалению, комментарии через Facebook временно не доступны.
Пожалуйста, воспользуйтесь другим способом оставить комментарий.
Truma — принцип действия, проблемы, ремонт
06.11.2013
Обзоры
Всё, что вы хотели знать о производителях автодомов и прицепов-дач есть в справочнике брендов